Тема 6. Дашь шанс здоровью
Цель: Закрепить знания о законах здорового питания, убедить в необходимости соблюдения режима питания, уметь выделять полезные продукты для рационального питания.
Форма реализации: работа в группах, самостоятельная работа

Ход урока:
Учитель. Правильное питание является важной составляющей здоровья. От того, что мы едим, зависит состояние нашего организма. Здоровое питание должно быть разнообразным, регулярным, умеренным. Витамины поступают в наш организм, повышают иммунитет, помогают сохранить здоровье на долгие годы. Большое количество витаминов содержится в овощах и фруктах.
1 группа учащихся подбирает материал о питательных веществах: название, значение для организма, в каких продуктах содержится.
2 группа изучает этикетки на упаковках от различных продуктов питания, сравнивает данные и состав о содержании питательных веществ в продуктах.
3 группа рассказывает о белках, жирах, углеводах, витаминах.
Учитель. В течение многих лет человек искал ответ на вопрос: что такое жизнь. Твое тело слушается тебя. Ты бежишь или сидишь, а в организме происходит сложная работа.
Учитель задает вопросы.
1. Что произойдет, если человек долгое время не будет есть?
Учащиеся высказывают свое мнение.
2. Для чего нужно есть?
3. Что ест человек?
Учитель. Вы догадались, на уроке речь пойдет о нашем питании. Какие питательные вещества получает организм?
Учащиеся рассказывают о роли витаминов и о последствиях при их отсутствии.
Наименование    Последствия при нехватке   В каких продуктах содержатся
витаминов         витаминов в организме
Витамин С         Снижение иммунитета,         Смородина, лимон, картофель,
                            поражение кожи                     апельсин
Витамин В1       Потеря веса и аппетита,        Отруби, печень, почки 
                            боли в ногах, одышка       
Витамин В2       Рези в глазах, поражение       Сыр, молоко, печень, грибы 
                            оболочки рта              
Витамин В12     Анемия                                     Печень, почки, яблоки
Витамин РР       Поражения кожи,                    Отруби, пшеничные 
                            психические расстройства      зародыши
Витамин А         Иммунитет, рост, зрение        Морковь, лук, масло
Витамин Е         Холестерин, тромбы,               Салат, рыбий жир 
                           перебои в работе сердца
Учитель на основании работы учащихся в группах, справочного материала делает вывод: каждый витамин выполняет определенную задачу. Они необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах. Чтобы быть здоровым, нужно захотеть правильно питаться. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье, оно для дальнего пути – главнейшее условие.
Педагог предложил учащимся написать отзывы по теме и проанализировать свое отношение к питанию.
Отзывы учащихся 8 «Б» класса
1. Мои родители уделяют большое внимание питанию. Чипсы я не ем. Обедаю в школьной столовой. Уроки и беседы классного руководителя пошли мне на пользу.
Олейникова Наталья
2. Во время стрессов вообще не ем, это сказывается на моем желудке. Ничего поделать с собой не могу, хотя знаю, что это вредно.
Иванушкина Элина
3. После услышанных бесед, интересных уроков задумалась о здоровье и правильном питании, так как у меня гастрит, буду стараться придерживаться рационального питания.
Оглы Золушка
4. Принимала участие в 2010 году в Конкурсе «Готовлю сам», эта программа пробуждает интерес к самостоятельному приготовлению пищи. Отказалась от чипсов!
Маханькова Ира
 
5. Была победителем муниципального конкурса в 2010 году «Готовлю сам». Мама и папа заботятся о моем здоровье, поэтому часто напоминают о том, какую пищу вредно кушать.
Стецун Виолетта
6. Мои родители и я соблюдаем режим питания. На ночь не наедаемся, в обед всегда есть первое блюдо. Очень люблю борщ и котлеты.
Волина Александра
7. На уроке «Что такое здоровое питание» я узнала свой индекс массы тела, для меня было новостью, что у меня дефицит веса. Займусь серьезно питанием, составляю свое меню.
Кутепова Анастасия
8. У меня избыток веса, после серии уроков и классных часов я решила записаться в спортивную секцию баскетбола, и, конечно же, посоветоваться с врачом и изменить свой рацион питания.
Лавриненко Кирилл
 9. Ем всё, особенно перебирать нечего, хорошо, что в школе горячие обеды, и каждый день дают фрукты: яблоки, апельсины или банан. Мама не всегда имеет возможность мне купить это.
Дыбова Юлия
10. Мой папа военный, он приучил меня к режиму питания, который мне пригодится в дальнейшем (я хочу быть офицером). Дома рацион разнообразный, умеренная еда. Стараюсь выполнять все правила приема пищи, занимаюсь спортом.
Лазоренко Михаил
11. Моя мама готовит часто из полуфабрикатов. У нас большая семья (10 человек). Когда смотрю телепередачи о вреде замороженных продуктов, задаю себе вопрос: для чего их продают? Буду маме помогать в приготовлении еды из свежих продуктов.
Овчинникова Анастасия
12. Питаюсь в школьной столовой, очень доволен. Люблю плов и оладьи. Спасибо поварам за то, что вкусно и разнообразно готовят нам, в праздничные дни дают шоколадки, печенье, зефир, вафли.
Бабаян Андраник
Тема 7. С этикетом я дружу, вместе в гости с ним хожу
Цель: развивать представления об этикете, научить правильно вести себя во время приема пищи
Форма реализации: викторина, мини-лекция, работа в группах, ролевая игра.
I Этап. Мини-лекция.
Учитель. Что же такое этикет? Этикет - французское слово – это установленный, принятый порядок поведения, форма обхождения. Этикет бывает придворный, дипломатический, речевой.
Культура поведения тесно связана с развитием этических и эстетических представлений. С древних времен существовали определенные правила поведения. Правила этикета основаны на уважении друг к другу, и знать их должен каждый. Культура поведения – неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества.
Вопросы: Как вы понимаете слова «чувство такта», «скромность», «достоинство»?
Чувство такта – это умение вести себя в различной обстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям. Тактичный человек ведет себя скромно, никого не раздражая, не демонстрирую своей неприязни к тому или иному человеку. Неприлично бесцеремонно рассматривать приглашенных в гости. Увидев знакомого в неловком положении, сделайте вид, что не замечаете его. Второе понятие – скромность. Оно связано с тактичностью. Быть скромным – это значит, относиться к себе самокритично и требовательно, быть самим собой, естественным в поведении. И, наконец, достоинство. Уважающий себя человек не позволит другим в его присутствии вести себя неприлично.
Вежливое поведение опирается на правильное понимание жизни, приобретенное опытом.
Учитель: сейчас посмотрим, как вы должны вести себя, если приглашены в гости, или вы приглашаете друзей.
II Этап. Вечер в гостях.
Выбираются 2 группы учащихся. Каждой группе ребят выдается скатерть, салфетки, столовые приборы, стаканы, тарелки, искусственная роза, вазы.
Задание 1. Сервировать стол.
Задание 2. На столах лежит искусственный цветок в виде розы, в его сердцевину вложены вопросы - задания командам:
1) Как принято сидеть за столом?
2) Как кладут кушанья в свою тарелку?
3) Где находятся локти во время еды?
4) Нужно ли оттопыривать мизинец во время приема пищи?
5) Если во время еды Вам попала в рот косточка, хрящ, ваши действия?
6) Обязательно ли после еды оставлять на тарелке пищу?
7) В какой руке держат вилку и нож?
8) Вы опрокинули сок и залили красивую скатерть. Что вы будете делать?
9) Подали горячий суп. Стоит ли на него дуть? Вы доели суп. Тарелку отклонить на себя или от себя?
10) Вы закончили еду. Как нужно положить столовые приборы?
11) На столе стоят фрукты. Каким образом их есть?
Учитель подводит итоги работы в группах, по количеству правильных ответов выявляется победитель викторины.
Учитель вместе с учениками делают вывод: итак, вечер в гостях закончился. Старайтесь не засиживаться допоздна. Если в же в роли хозяина выступаете вы, не показывайте, что гости вам надоели.
На проекторе загорается памятка:
* Нежданный гость может не только не обрадовать, но и застать хозяев врасплох.
* Посещая кого-нибудь, учитывайте время, лучше всего спросить об этом лично у хозяев.
* Идти в гости без предупреждения неприлично.
* Наилучшее время визита – с 12-00 до 20-00 часов.
* Находясь в гостях, не теряйте чувство времени.
* Если Вас пригласили, старайтесь прийти в назначенное время
* Гости вправе обидется на хозяйку, если к их приходу она еще занята на кухне
* Помни, твое настроение не должно причинить огорчение.
III этап. Ролевая игра.
1 команда учащихся. Показать сценку «У меня сегодня день рождения»
2 команда учащихся. Показать сценку «Официант и посетитель кафе»
Учитель и ученики оценивают недостатки поведения героев сценок и делают выводы: итак, гостеприимство хозяина, приглашающего гостей в дом заключается не только в том, чтобы красиво накрыть стол, но и в том, чтобы всем было интересно и приятно провести время. При посещении кафе соблюдать необходимый этикет.
Тема 8. Родительское собрание «Мой ребенок и его питание»
Цель: познакомить родителей с рационом питания учащихся, проанализировать результаты анкетирования детей (тема 4).
Форма реализации: мини-лекция, творческая работа.
1 Этап. Мини-лекция.
Учитель: современные ученики большую часть времени проводят в школе, поэтому горячее питание – важный фактор сохранения здоровья ваших детей. В нашем классе охват горячем питанием составляет 100 % . Умный ребенок в семье – это радость для родителей. Однако высокие умственные способности это не только врожденные качества, их нужно и можно развить. Немаловажную роль в развитии интеллекта подростка играет его питание.
Во-первых, для организма необходимы углеводы. Они обеспечивают более половины числа калорий в сутки. Они бывают простые и сложные. Простые быстро всасываются. Это сахар (сахароза, глюкоза). Сложные – крахмал и клетчатка, усваиваются медленно. Количество углеводов определяется двигательной активностью вашего ребенка.
Во-вторых, для подростка необходимым является молоко. Это первая пища, она незаменима для молодого организма. Содержит 20 аминокислот, 25 жирных кислот, 30 минеральных солей, 20 различных витаминов.
В-третьих, в рацион нужно обязательно включить следующие продукты: овощи и фрукты, желательно употреблять свежие, в крайнем случае, приготовить на пару. Для улучшения мозговой активности нужно включить в рацион яблоки, виноград, груши. Железо, способствующее концентрации внимания, содержится в фасоли, зеленых овощах, сухофруктах, помогают бороться с утомлением орехи. Океаническая рыба богата цинком, который улучшает память, йод отвечает за работу эндокринной и кровеносной системы. Мясная пища насыщена белками, стимулирующими активную деятельность и рост. Желательно избегать жареного или жирного мяса. Белок можно получить из орехов и семечек. Врачи называют грецкий орех «праздником для мозга»! Кедровые орехи и фундук – это витамин Е.
Учитель делает вывод для родителей: если ваш ребенок будет придерживаться правильного питания, то уже скоро вы заметите, насколько он поумнел, насколько ему легко достаются знания. Быть может, именно ваш ребенок будет новым Менделеевым, Ломоносовым, Пушкиным? Кто знает…
2 Этап. Знакомство родителей с результатами анкетирования.
См. таблицы, диаграммы тема 4.
Учитель подводит итоги анкетирования и делает вывод: результаты показали, что наши дети соблюдают формулу правильного питания, а родители им в этом помогают.
3 Этап. Творческая работа родителей.
Предлагается написать мини-сочинение на тему «Мой ребенок и его питание»
Сочинение-миниатюра
Правильный режим питания позволяет человеку усваивать наилучшим образом пищевые вещества и обеспечить его высокую трудоспособность. У меня одна дочь. Наш трудовой день начинается с завтрака. Я пью кофе с молоком, а дочь – чай с бутербродом сыр или колбаса. Около 11 часов у Кристины легкий завтрак – молоко с булочкой. Обедает дочь в школе. Ужин около 19 часов, так как Кристина учится во II смену. В течение 3-х лет моя дочь посещает бальные танцы, поэтому у неё в меру физические нагрузки. Я стараюсь следить за её питанием. У нас в доме не бывает чипсов, сухариков – пищи, вредной для здоровья. Часто покупаем соки, фрукты всегда на столе.
Питаться разнообразно. Что это значит? Это значит, что в питание должны вовлекаться все группы продуктов. Дочь растет здоровой и крепкой.
Т. Стовбун, мама Стовбун Кристины.
У меня трое детей в семье и всегда питание было для меня проблемой. Нина, старшая дочь, не любит молочные продукты, средняя – рыбу, с трудом «проталкиваю» супы, хотя жидкое должны есть каждый день. Дочь питается в школьной столовой, а значит, и обедает там. I блюд нет, только второе. Фрукты, правда, дают каждый день. Рядом со школой находится магазин «Магнит», который на переменах посещает моя дочь, и, конечно же, я с ней «воюю», объясняю, что есть нужно в одно и то же время, желудок не должен все время работать и получать сладости, кока-колу и чипсы. В школе классный руководитель уделяет большое внимание питанию детей, проводит классные часы, тестирования и на родительском собрании знакомит нас с результатами, рассказывает о наших детях.
А. Амиршадян, мама Нины Амиршадян
Классный руководитель обобщил вышеизложенное и сообщил родителям, что одна из основных задач учебно-воспитательного процесса – это сохранить здоровье детей, формировать у школьников культуру питания, потребность вести правильный образ жизни, поэтому в работе по программе «Разговор о правильном питании» вы, родители, должны быть нашими союзниками.
Тема 9. Фотоконкурс кулинаров 8 «Б»
«Я готовлю для всей семьи»
Цель: формировать желание помогать родителям в приготовлении пищи дома, осваивать навыки приготовления различных блюд, учиться сервировать стол.
Форма реализации: конкурс, работа в группах, самостоятельная работа
Учитель предлагает учащимся принять участие в фотоконкурсе кулинаров, показывая на проекторе красочные рецепты приготовления различных блюд, а также варианты сервировки столов. Затем формируются 2 команды, выбирается жюри из числа работников школьной столовой и учителя технологии. Заранее дети приносят продукты для приготовления выбранного блюда, предлагают свои рецепты, пишут аннотацию. Блюдо должно быть несложным, удобным для сервировки, так как дети готовят в классе. После этого обе команды сервируют стол. Члены жюри задают вопросы командам:
· Какие правила сервировки стола вы знаете?
· Как удалось вам украсить ваше блюдо?
· Как часто вы помогаете родителям готовить?
· Ваше фирменное блюдо?
· Одобряют ли родители вашу помощь в приготовлении домашней пищи?
Подводятся итоги конкурса, и делается вывод: красивый стол пробуждает аппетит, способствует усвоению пищи, но важно не только красиво сервировать стол, но и уметь правильно вести себя во время еды.
Фотографируются блюда первой и второй команд.
Подросткам предлагается домашнее задание: приготовить любимое блюдо для всей семьи и сфотографировать его.
Итогом фотоконкурса явились лучшие работы, которые были отправлены на муниципальный фотоконкурс в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинации «Я готовлю для всей семьи», где были отмечены грамотами. Стецун Виолетта - победитель конкурса, Маханькова Ирина, Сорока Феодосия – участники конкурса.
Тема 10. Викторина по литературным произведениям
«Как питались на Руси»
Цель: расширить представление детей об обычаях и традициях питания своей страны, развивать умение самостоятельно находить необходимую информацию, прививать интерес учащихся к изучению литературы.
Форма реализации: викторина
Учитель: Кулинария – сфера жизни, которая тесно связана с деятельностью человека. Еда для людей на протяжении многих лет служила источником наслаждения. Кулинарная тематика нашла широкое отражение в русской литературе. В литературе 19 века эта тема встречается у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Салтыкова-Щедрина И.С Тургенева.
Учащимся заранее предлагается ознакомиться с произведениями названных авторов. Учитель проводит викторину с учениками.
1. Назовите автора и название рассказа. «На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков, бараньи котлеты».
2. На каком торжестве в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» был такой пирог?
«Но целью взоров и суждений
в то время жирный был пирог
(к несчастью, пересоленный).»
3. Назовите автора, произведение и героев
«Горой наклали хлебушка
И спрятались опять
- А что нет огурчиков?
- Что нет чайку горячего?
Все появилось вдруг…»
4. Кто из героев романа «Мертвые души» так угощал Чичикова? «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками…»
5. Кто из героев романа «Мертвые души» любил так поесть? «Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал …, хлебнувши щей и отваливши к себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками…»
6. Кто из героев рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» накрыл на стол? «Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске».
7. О каком дне торжества говорится в романе И.А.Гончарова «Обломов». «Огромная форель, фаршированные цыплята, перепелки, мороженое – все это достойно ознаменовало годичный праздник».
8. Кто из поэтов 19 века уделял большое внимание гастрономии в своих произведениях?
…»Вот с кулебякою родной,
Кругом подернута янтарной,
Душистой, жирной пеленой,
Уха стерляжья…
9. О каком герое идёт речь, кто автор произведения и как оно называется? -«Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал ,-у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед . Стол сервирован на сто персон с роскошью изумительною .Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекстинска стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских – фазан, и, столь редкое в нашем севере в феврале месяце, земляника…»
Ответы к викторине:
1. А.П.Чехов рассказ «О любви».
2. Именины Татьяны
3. Н.А.Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо» Герой - мужик.
4. Коробочка.
5. Собакевич
6. Сын Хоря
7. Праздник «Иванов день»
8. В.С.Филимонов.
9. Генерал, повесть С-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил»
На основании ответов ребят выявляется победитель викторины 8 «Б» - Маханькова Ира. Ему вручается приз – книга «О вкусной и здоровой пище».
Учитель и учащиеся вместе, анализируя литературные произведения, делают вывод: для человека во все времена еда была удовольствием и эстетическим наслаждением. Культура выражается в умении оценивать вкус продуктов. На Руси, как мы увидели из художественных произведений, любили выпечку, вкусно приготовленные мясные и рыбные блюда.
 
Список используемой литературы
1. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. Минск, 1994
2. Ташо-Ташев «Как питаться правильно». София, Медицина и физкультура, 1968
3. Турыгин В.В. Кубанская кухня. Краснодар, 1986
4. Эвенштейн З.М. Популярная диетология. М., Экономика, 1990
5. Этикет и сервировка стола. М., 2002
6. Планируем здоровое питание. М., Здоровая Россия
7. Кодекс здоровья и долголетия. М., ГЭ ОТАР-Медиа, 2006
 



Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright dobro© 2024