Система педагогической работы
по реализации программы
"Разговор о правильном питании"
 
Методическое пособие
"Формула правильного питания"
 
Автор: Крекова Наталия Григорьевна
учители русского языка и литературу
МБОУ СОШ №5
 
Педагогический стаж - 33 года
Стаж работы по программе - 3 года
 
Методическое пособие для учителя «Формула правильного питания» предназначено для работы с учащимися 12 – 14 лет и относится к третьей части программы «Разговор о правильном питании». Методическое пособие включает планирование и описание конкретных форм работы с детьми и родителями. Пособие может быть реализовано во внеклассной и факультативной работе, на уроках биологии, литературы.
 
 Основные образовательные и воспитательные задачи:
 
  • Формирование здорового образа жизни посредством правильного питания.
  • Расширение знаний учащихся о правилах питания
  • Пробуждение интересов детей к вопросам, связанным с питанием и здоровьем.
  • Развитие культуры питания, творческих способностей и кругозора у детей.
  • Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием.
  • Вовлечение родителей в вопросы организации правильного питания подростков.
Основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации методического пособия:
  • Мини-лекция
  • Дискуссия
  • Работа в группах
  • Самостоятельная работа
  • Беседа
  • Творческая работа
  • Презентация
  • Конкурс
  • Викторина
  • Анкетирование
  • Мониторинг
  • Ролевая игра
  • Интерактивная доска
Методическое пособие может быть реализовано во внеклассной, факультативной работе, на уроках биологии и литературы.
 
Тема 1. Что такое здоровое питание.
 
Определение индекса массы тела учащихся.
 
Цель: Развить у учащихся понятие «рациональное» и «здоровое», научить измерять индекс массы тела.
Форма реализации: Мини-лекция с показом иллюстраций, самостоятельная работа, мониторинг. Большинство из нас, говоря о нездоровом образе жизни, имеют в виду курение, употребление алкоголя, недостаток движения. Но мы редко вспоминаем о важнейшей составляющей образа жизни – о том, как мы питаемся. Правильное питание помогает нам оставаться здоровыми людьми и продлевает нашу жизнь.

Что такое здоровое питание? Если и существуют здоровые продукты, то, в первую очередь, это яблоки. В них мало калорий, много витаминов и железа. Но попробуйте в течение 2-х недель есть яблоки, вас ждет потеря веса и иммунитета.
Таких примеров можно привести много.
Каждый продукт уникален по химическому составу и среди них нет такого, который бы мог полностью удовлетворить потребности взрослого человека во всех необходимых для обеспечения здоровья пищевых и биологически активных веществ. Только комбинация различных продуктов способна решить эту задачу. Давайте посмотрим, как должна формироваться правильная и здоровая система питания и выделим три Закона здорового питания:
1. Разнообразное
2. Регулярное
3. Умеренное.
Учитель задает вопрос учащимся: как вы понимаете эти три Закона?
Чтобы правильно использовать свойства продуктов, необходимо знать их химический состав, пищевую ценность, специальные приемы технологической обработки продуктов, правильно составлять рацион питания.
В развитых странах образ богатого человека – толстяка уже неактуален. Преуспевающие люди тщательно следят за собой, правильно питаются и занимаются спортом. Во всем мире люди страдают от ожирения, а в России много людей с недостаточной массой тела.
Энциклопедический словарь мужских терминов так определяет рациональное питание: сбалансированное при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание – соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи.
Таким образом, питание считается рациональным, если оно выполняет энергетические затраты организма. Затем можно учащихся ознакомить с суточным пищевым рационом физически активного и здорового человека. Он должен содержать в среднем 80 г. белков, 80-90 г. жиров, 400-500 г. углеводов, 0,1 г. витаминов, 20 г. минеральных веществ, 25 г. пищевых волокон. В пищевом рационе должно быть 55% - 60 % белков и 70 % жиров животного происхождения, остальные – растительные. При большей физической или умственной нагрузке одних компонентов требуется больше, других – меньше.
Понятие «идеальный вес» претерпело большие изменения. Учащимся 8 «Б» класса было предложено проверить свой вес (индекс массы тела) и увидеть, как выполняют они закон здорового питания.
ИМТ =вес (кг)/рост² (м)
ИМТ меньше 18,5 – дефицит массы тела. Таких учащихся – 14
ИМТ в пределах от 18,5 до 25 – 12. Ваш вес в норме. Вы потребляете достаточно калорий.
ИМТ от 25 до 30 – лишний вес. Необходимо срочно уменьшить порции и увеличить физические нагрузки. Число учащихся с таким показателем -
ИМТ более 30 – ожирение. Вам необходимо изменить свой рацион питания, посоветоваться с врачом и заняться подходящим для вас видом спорта. Ожирением в классе страдают 2 учащихся
В эксперименте участвовало 28 учащихся.
Вывод: на основании мониторинга учащихся была составлена диаграмма и сделан вывод учащимися 8 «Б» класса: питание должно быть разнообразным, регулярным, умеренным. Учащимся с дефицитом и избытком массы необходимо обратить внимание на рацион питания.
 
Тема 2. Что мы знаем о диетах?
 
Цель: Познакомить учащихся с основными диетами, рассказать о их роли в питании человека.
Форма реализации: Беседа.
Необходимо выяснить, какие бывают диеты, кто такой врач-диетолог?
Врач-диетолог – специалист по диетологии. Диетология – наука о рациональном питании. Диетами считают специально разработанные, апробированные и рекомендованные в медицинскую практику пищевые рационы.

Диета № 1 – это специальное лечебное питание при болезнях желудка. Она включает жидкую, пюреобразную еду. Питание частое и небольшими порциями. Все блюда отварные или приготовленные на пару.
Диета № 2 назначается главным образом при хроническом гастрите, при выраженных бродильных процессах в кишечнике и запорах. Это полноценное питание, но с ограничением молока, соли, пряностей.
Диета № 4 показана при заболеваниях тонкого кишечника, когда необходимо щажение его слизистой оболочки. Такое питание содержит мало углеводов, менее калорийно. Исключаются холодные и горячие блюда.
Диета № 5 эффективная при лечении заболеваний печени, поджелудочной железы, толстого кишечника Она сдерживает ожирение печени, стимулирует желчевыделение. Она ограничивает употребление жиров и продуктов, богатых холестерином. Д
иета № 7, как правило строгая, обеспечивает щажение сердечно-сосудистой системы, почек и органов пищеварения. Она не включает соленья, копчености, маринады, кофе, грибы, жареные блюда, колбасные изделия, газированные воды. При тяжелых формах почечной недостаточности исключаются не только соли, но и белоксодержащие продукты.
Диета № 8 способствует снижению избыточной массы тела. Она бедна углеводами, содержит меньше жиров, ограничивается употребление соли, жидкости, мяса, рыбы, грибов и копчености.
Диета № 9 в основном предназначена для больных сахарным диабетом. При этом заболевании вреден избыток углеводов, жиров.
Диета № 15 в больницах её называют общим столом. Это полноценное питание. Существует еще много узкоспециализированных лечебно-профилактических диет. К сожалению, не всегда есть возможность строго и систематически в домашних условиях следовать определенной диете, но надо набраться терпения, отказаться от больших порций еды, а психологи считают, что неглубокие тарелки, небольшие стаканы, чашки, десертные ложки, тоненькие ломтики хлеба помогут решить проблемы с лишним весом. Вывод: наряду с общим столом существуют диеты для людей с различными заболеваниями. У нас в школе для всех, у кого есть отклонения в здоровье, организовано диетическое питание.
 
Тема 3. «Модные» диеты
 
Цель: добиться от учащихся анализа диет с точки зрения рационального питания, научить вести дискуссию, делать выводы, знать об особенностях современных диет. Форма реализации: работа в группах
Оборудование: справочный материал.
Ход урока. Учащиеся разбиваются на 4 группы, вопросы раздаются заранее, на столах – справочная литература.
I группа. Раздельное питание
1. Возможно ли разделение продуктов по составу питательных веществ?
2. Обосновано ли мнение, что вещества мешают друг другу перевариваться?
3. Почему на протяжении истории неправильное питание не вредило человеку?
II группа. Сыроедение.
 1. Не опасна ли диета?
2. Не слишком ли беден рацион?
3. Приведите примеры из жизни?
III группа. Вегетарианство.
1. Кому нельзя придерживаться этой диеты?
2. Как организм восполняет недостаток жизненно необходимых веществ?
IV. группа. Средиземноморская диета.
1. Можно ли считать это питание диетой?
2. Какие имеются противопоказания?
3. Не ориентирована ли диета на жителей южных регионов?
Подведение итогов: на основании заработанных баллов по группам вывешивается ведомость, а также рядом – принципы рационального питания. Определяются положительные и отрицательные стороны диет и делается вывод: ни одна из диет не отвечает требованиям рационального питания! Стоит задуматься о применении диет, если только они не назначены врачом.
 
Тема 4. Питание и я
 
Цель: провести опрос учащихся о роли режима и организации питания, расширить представления о полноценном питании, о вреде питания «всухомятку».
Форма реализации: анкетирование, интерактивная доска

В 8 «Б» классе проводилось тестирование учащихся «Питание и я». Приняли участие 21 учащихся по следующим вопросам:
1. Когда ты съедаешь больше еды
Ø в I половине дня
Ø в II половине дня
2. Делаешь ли ты зарядку?
Ø Да
Ø Нет
3. Занимается ли кто в семье спортом?
Ø Да
Ø Нет
4. Питаешься ли в школьной столовой?
Ø Да
Ø Нет
5. Твоя любимая еда (в порядке убывания)
Ø .
Ø .
6. Напиши обычный рацион питания дома (что чаще всего ест семья)
7. Часто ли питаешься чипсами, «кириешками», попкорном?
Ø Каждый день
Ø Только иногда
Ø Готов есть всегда
Ø Вообще не ем
8. Если тебя обидели или у тебя плохое настроение:
Ø Ты заедаешь стресс
Ø Не ешь ничего
9. Новинки продуктов питания в твоей семье едят
Ø Часто
Ø Нечасто
Ø Не едят
10. Как часто родители готовят из полуфабрикатов?
Ø 6 раз в неделю
Ø 3 раза в неделю
Ø 1-2 раза в неделю
Ø Не едим вообще
Результаты анкетирования учащихся 8 «Б» класса
 
Питание большинства детей не организовано,
многие в течение дня «перекусывают»,
вокруг живота формируется ожирение
Когда съедают всю пищу
I половина - 9
II половина - 12
Доступность продуктов и их разнообразие
провоцирует покупать больше
Новинки продуктов
Покупают – 0
Не покупают – 4
Редко покупают - 17
Реклама пропагандирует чипсы,
пепси-колу, фаст-фуд, полуфабрикаты,
супы в пакетах
Любимая еда             Едят дома
Каша                           Каша
Салат                          Суп
Пицца                         Кефир
Грибы                         Картофельное пюре
Мясо (свинина)         Макароны
Борщ                           Мясо
Пирожки                    Яйца
Шоколад                    Творог
Шашлык                    Омлет
Курица-гриль           Яичница
Плов                          Овсянка
Фрукты                     Жаренная катрошка
Вареники с картошкой
Пельмени
Котлеты
 
Полуфабрикаты едят
Больше 3-х раз – 1
3 раза – 2
1 раз - 10
Не едят - 8
Домашние работы в современном мире выполняются с помощью
бытовой техники. Отдых пассивный, дети мало двигаются,
 многочасовое сидение за компьютером, телевизор и
 чипсами – всё это приводит к ожирению
Занимаются спортом 10 учащихся из 21
Современный человек испытывает многочисленные стрессы.
Обидели – съел шоколадку, другие учащиеся не едят,
в результате – гастриты и язвы желудка
Дискензия и заболевания желудка
у 4-х учащихся
Здоровый образ жизни ведут немногие россияне.
Спортом занимается каждый 3-й житель России
Зарядка
 
Делают – 18
Не делают - 3
Родители занимаются спортом
Занимаются спортом 7 чел. из 21

 

На интерактивной доске таблица «Правила приема пищи». Подростки знакомятся с ней:
1. Есть надо регулярно и в одно и то же время
2. За столом не читать и не смотреть телевизор
3. Есть медленно, тщательно пережевывая пищу
4. Есть надо часто, но мало ( 4 раза). Еда должна быть разнообразной
5. Последний прием пищи не позже 19-00
6. В меню должны быть овощи и фрукты 
Учитель делает вывод: итак, чтобы быть здоровым, нужно следить за своим питанием, заниматься спортом, правильно принимать пищу.
Тема 5. Что мы едим?
Цель: развить представления о структуре общественного питания, формировать у подростков готовность к соблюдению правил гигиены еды вне дома.
Форма реализации: самостоятельная работа
В последнее время по телевидению из передачи «Контрольная закупка» можно узнать о качестве покупаемых нами продуктом. Учащимся можно показать фрагменты передачи контрольной закупки газированных напитков, любимых всеми чипсов. Затем учитель делает вывод: газированные напитки «крем-сода», «кока-кола», «фанта», «спрайт» в своем составе имеют консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудок. В такой воде нет витаминов! А как же чипсы и картофель «фри». Эти продукты оказывают токсическое действие на нервную систему человека. У детей появляется витаминная недостаточность. Педагог предложил на основании таблицы «Потребности в пищевых веществах и энергии учащихся 12-14 лет» составить примерное меню.
Составление примерного плана меню
На доске вывешивается таблица калорийности продуктов. Детям предлагается составить примерное меню.
Масса порций пищи для детей 14 лет
завтрак     каша     чай        хлеб пшеничный  
                  300 г.   200 г.    50 г.
обед          суп       гарнир овощной, котлета      компот     хлеб
                 400 г.                      300 г.                    200 г.       100 г.
полдник   молоко       булка 
                  200 г.          100 г.
ужин         крупяное блюдо      молоко      хлеб
                           300 г.              200 г.         50 г.
Общая масса суточного рациона – 2.400
                                                     Составила: Стовбун Кристина
После составления примерного плана меню учащиеся знакомятся с таблицей:
Потребность в пищевых веществах и энергии учащихся 12-14 лет
Название пищевых веществ          Потребность в пищевых веществах для подростков
Белки (г)                                         90
Жиры (г.)                                       92
Углеводы (г.)                                 383
Энергетическая ценность (к/кал)  2713
Витамины:
Витамин С (мг)                              70
Витамин А (мг рет. экв)                 0.9
Витамин Е (мг рет. экв)                 12
Минеральные вещества:
Кальций (мг)                                 1200
Фосфор (мг)                                  1800
Магний (мг)                                   300
Железо (мг)                                   17
Вывод: Учитель доводит информацию до учащихся о том, что организм человека нуждается в разнообразных пищевых веществах, витаминах и минералах. Их источником являются различные продукты питания, поэтому важным условием для сохранения здоровья является регулярность в получении организмом пищевых веществ. Человек нуждается в равном количестве тех или иных витаминах и минералах. Для того, чтобы организм был обеспечен всем необходимым, полноценный рацион питания подростка 12-14 лет должен включать следующие группы продуктов:
Основные группы пищевых продуктов и рекомендуемое количество их употребления
Хлеб, зерновые             Простые и сложные углеводы,         Употребляйте каждый день, желательно
и картофель                   белок, клетчатка, витамин В              в каждый прием пищи, отдавайте 
                                                                                                     предпочтения продуктам из
                                                                                                     неочищенного зерна 
Овощи, фрукты            Простые и сложные  углеводы,         Употребляйте в любом виде,
                                      клетчатка, витамин С, фолиевая        5 и более раз в день.
                                      кислота, множество                            Ежедневно съедайте не менее 400 г.
                                      биологических веществ                      сырых фруктов и овощей
Мясо, птица,               Одна из главных источников             Включайте в ежедневный рацион в
рыба, яйца,                  белка, легко усваиваемой формы       количестве 120-150 г. в готовом виде
бобовые                       железа, витамина В12                         в 1 – 3 приема пищи. Количество яиц
                                                                                                   2-3 раза в неделю. Не забывайте о бобовых.
Молочные продукты   Источник кальция, содержат            Употребляйте в количестве до 500 мл молок,
                                      белок, витамины группы В,              50 – 100 г. творога или сыра в день.
                                      витамин Д                                          Отдавайте предпочтение маложирным
                                                                                                   продуктам
Жиры                           Растительные масла, рыбий              1 – 2 раст. Масла для заправки салатов.
                                     жир – источники полинасы-             Старайтесь сократить количество
                                     щенных жирных кислот и                 жира для приготовления пищи.
                                     витамина Е 
Сахар и                        Простые углеводы,                             Употребляйте в ограниченном количестве.
кондитерские              насыщенные жиры                             Ежедневное потребление сахара 50 г.
изделия


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright dobro© 2024