Методическая разработка программы
«Качество» для 5-9 классов
 
Автор: Крекова Наталия Григорьевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5
г-к Анапа 2011 г.

Методическое пособие для учителя программа «Качество» предназначено для работы с учащимися 5-9 классов. Цикл уроков включает планирование и описание конкретных форм работы с детьми. Пособие может быть реализовано во внеклассной и факультативной работе, на уроках обществознания.
Основные образовательные и воспитательные задачи:
1 Улучшение потребительской грамотности школьников
2 Расширение знаний учащихся в определении качества товара
3 Формирование потребительской культуры среди школьников
4 Ознакомление со статьями Закона, защищающими права потребителя
5 Воспитание гордости за кубанского производителя товаров и услуг
6 Обучение учащихся правильному оформлению искового заявления
Основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации методического пособия:
· Мини-лекция
· Беседа
· Творческая работа
· Презентация
· Конкурс
· Самостоятельная работа
· Тестирование
· Викторина
· Ролевая игра
· Интерактивная доска
Методическое пособие может быть реализовано во внеклассной, факультативной работе, на уроках обществознания.
Планирование реализации содержания разработки уроков программы «Качество»
Оглавление
Тема 1. Знак «Качество Кубани» - гарантия качества и безопасности
Тема 2. Как закон защищает потребителя
Тема 3. Я выбираю качественный товар
Тема 4. Кубанское – значит качественное
Тема 5. Как составить исковое заявление о взыскании денежных средств и возмещения морального вреда (образцы документов)
Тема 1. Знак «Качество Кубани» - гарантия качества и безопасности

Цель: Познакомить учащихся с историей появления защиты прав потребителя, со значком «Качество».
Форма реализации: мини-лекция, выставка нормативных документов, викторина.
Учитель: 9 ноября 1989 года в календаре праздничных событий появилась новая дата - Всемирный День Качества, который теперь отмечается ежегодно. На Кубани к этому празднику имеют отношение работники всех профессий, являющиеся участниками краевой целевой программы «Качество», созданной по инициативе губернатора Кубани А. Н. Ткачева. День Качества отмечается и в школах города-курорта Анапа. Ученики выпускают красочные газеты и плакаты, пишут сочинения, эссе, стихи, проводят исследовательские работы. Покупатель сегодня должен быть таким, каким он является в развитых странах Европы. По данным Российского Министерства экономического развития, потребительский рынок России захлестнул поток некачественной продукции, как отечественной, так и импортной.
Ущерб, наносимый подделками, ежегодно составляет десятки миллионов долларов США, а потери федерального бюджета за счет неуплаты налогов превышает сотни миллионов рублей.
Из-за рубежа в торговую сеть поставляется большой объем нелегальных товаров недобросовестными партнерами. Все это вызывает необходимость формирования нового механизма контроля за качеством.
В Краснодарском крае принятая целевая программа «Качество» контролирует качество товаров и услуг, реализацию прав граждан на приобретение и потребление безопасной качественной продукции, защиту потребительского рынка от некачественных товаров.
На интерактивной доске демонстрируется знак «Качество»
Учитель задает вопросы учащимся:
1. Что это за знак?
2. Каким товарам он присваивается?
Вывод: Администрацией края принято решение внести в обращение индивидуальный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции, отвечающей требованиям качества. Право использовать этот знак имеют только участники краевой программы «Качество», продукция которых прошла идентификацию. Знак «Качество Кубани» служит гарантом качества продукции. Подделать знак практически невозможно, потому что он имеет 7 степеней защиты. На выставках некачественных продуктов при проведении различных массовых мероприятий потребители узнают имена тех, кто производит и реализует недоброкачественную продукцию.
Учитель: А сейчас, ребята, вспомним историю появления защиты прав потребителя и поучаствуем в викторине.
Викторина
1. Кто из новгородских князей в России ввел наказание за обвесы при взвешивании товара?
2. В каком городе России и когда возник клуб защиты потребителя от некачественного продукта?
3. Когда в г. Краснодаре была создана ассоциация по защите прав потребителя?
4. В каком году принят «Закон СССР о защите прав потребителей»?
Ответы:
1. Князь Всеволод 1335 г.
2. Ленинград, 1988 г.
3. В 1990 – до настоящего времени
4. 22 мая 1991 г.
Вывод: итак, сегодня положение о государственной защите интересов потребителей содержится не только в самом законе и Гражданском кодексе РФ, но и в ряде нормативных актов, Постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского рынка.
Тема 2. Как закон защищает потребителя.
Цель: Довести до сведения учащихся статьи Законов, предусматривающих защиту потребителя.
Форма реализации: интерактивная доска, беседа, ролевая игра.
Познакомить со статьями Закона о защите потребителя может учитель или работник юстиции.
Мини-лекция. Каждый из нас должен знать эти права. Право на просвещение в области защиты прав потребителей зафиксировано в ст. 3. Право на качество обеспечивается ст. 4,5,6,14,18,21,24. Вводятся понятия «Срок службы», «Срок годности», «Гарантийный срок». Правило потребителя на безопасность товара связано и право на возмещение ущерба, причиненного из-за недостатков товара жизни, здоровью или имуществу потребителя. Вред подлежит возмещению продавцом, изготовителем товара. Вопросы имущественной ответственности за нанесенный потребителю вред рассмотрены в ст. 14,15. Возмещению подлежит как материальный, так и моральный ущерб. Право на информацию ст. 8,9,10,12.
Закон предусматривает обязанности продавца предоставить полную информацию о реализуемых товарах и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.
Ст. 17 гарантирует право на судебную защиту прав потребителей. В главе 2 «Права потребителя при покупке товара» даны гарантии защиты потребителя при заключении договора купли-продажи. Глава 3 рассматривает права потребителя при заключении договоров на выполнение работ или их некачественное выполнение. Глава 4 определяет полномочия государственных и общественных органов, призванных осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Все названные в законе организации функционируют в Краснодарском крае. Потребитель, вооруженный знанием своих прав, всегда добьется их исполнения.
Беседа.
Учитель: Внимание! Вопрос: Что должно быть в «правильном» магазине?
После ответов учащихся на проекторе демонстрируется Памятка потребителю.
НА ВХОДЕ каждого магазина должны быть:
- вывеска с указанием профиля товара и фирменного наименования на русском языке (название)
- табличка о режиме работы и местонахождении собственника магазина (юридический адрес).
- в течение всего рабочего времени двери магазина должны
быть открыты. Магазин должен закрываться на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня в строгом соответствии с установленным режимом. Но если вы уже что-то выбрали и положили в корзину, вас все равно должны обслужить.
ВНУТРИ магазина должны быть:
- хорошее освещение, соблюдаться техника безопасности (план эвакуации при пожаре);
- на видном месте находится информационный стенд «Уголок потребителя» (правоустанавливающие документы магазина, Закон «О защите прав потребителей», прошнурованная и пронумеровання книга «Отзывов и предложений», контактные телефоны и адреса тех, к кому можно обратиться в случае возникновения претензий к товару, продавцу;
- указано расположение отделов, товаров;
- указаны ФИО работников магазина (на рабочих местах или на нагрудном бэйдже);
- подготовлен соответствующий инвентарь (если самообслуживание - корзины, тележки), упаковочный материал (пакеты), контрольно-кассовые машины;
- все товары выложены в полном ассортименте, ценники правильно оформлены (наименование товара, сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица, дата). Соблюдено товарное соседство.
- гастрономия (сыры, колбасы), яйцо, мясо, птица, рыба, сыпучие продукты отпускаются в упаковках (пакетах), платить за них не надо. По просьбе покупателя бесплатно гастрономический товар может быть нарезан.
Ролевая игра «Покупатель и продавец»
Вывод: итак, на уроке вы познакомились со статьями, защищающими потребителя, потренировались на практике, в ролевой игре, восполнили, свои знания по этой теме.
Тема 3. Я выбираю качественный товар.
Цель: научить учащихся правильно выбирать товар, познакомить с условными обозначениями на этикетке, проверить знания учащихся по правам покупателя.
Форма реализации: тестирование, презентация, информация, беседа.
Учитель: Как выбрать качественный товар? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо выяснить значение слов «фальсификат» и «контрафакт».
Фальсификат – поддельный продукт, изменение состава продукта в сторону ухудшения с корыстной целью.
Контрафакт – самовольное противозаконное нарушение авторского права путем воспроизведения чужого произведения.
Любой товар должен быть безопасным для покупателя: не причинять вред здоровью, жизни, окружающей среде при его использовании, хранении, транспортировки, уничтожении. Для этого необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель товара обязан донести покупателю сведения о товаре на этикетке!
На интерактивной доске демонстрируется перечень информации на этикетке.
Товар должен содержать информацию:
- Наименование;
- Состав
- Наименование и место нахождения изготовителя
- Информация об отличительных состояниях и специальной обработке продуктов (например, «молотый», «копченый» и др.)
Товары для детей должны иметь государственный сертификат. За этим следит Роспотребнадзор. Требования к качеству устанавливаются специальными документами – ГОСТами (государственные стандарты). Учитель: часто на упаковках продуктов вы встречаете индекс Е. Что он означает? После ответов учащихся делается вывод: Е – это пищевые добавки, идентификаторы. Запрещены пять индексов: Е-121, Е-123, Е-240, Е-924А, Е-924Б. Увлекаться такими продуктами вредно для здоровья. Но есть и полезные пищевые добавки с индексом Е, например Е-300, Е-302, Е-303, Е-326 (пектин, лимонная кислота и др.) Учитель: Вам, ребята, всем знаком штрих-код на товаре. Как вы думаете, с какой целью он наносится? Штрих-код дает информацию о стране-производителе товара:
00-09 – США
30-37 – Франция
45-49 – Япония
50 – Великобритания
57 – Дания
400 – 440 – Германия
460 – 469 – Россия
73 – Швеция
Если на российском товаре нет штрих-кода, значит, он не продается за рубежом.
Вывод: будьте особенно внимательны к качеству продуктов, ведь от питания зависит ваше здоровье! Внимательно читайте состав продуктов (консерванты, пищевые добавки, генетически модифицированные продукты). Чтобы избежать отравления, проверяйте срок годности продукта. Далее учитель предлагает подросткам сделать тесты (приложение №1)
Вывод: результаты тестов показали, что вы, ребята, узнали для себя много полезного и интересного. Уверена, что эти знания вам пригодятся на протяжении всей жизни. Итогом нашего занятия будет презентация «У покупателей есть не только права».
Тема 4. Кубанское – значит качественное.
Цель: формировать потребительскую культуру среди школьников, познакомить с ведущими отраслями края, качеством кубанских продуктов. Форма реализации: ролевая игра в костюмах
Наглядность: Выставка хлебобулочных изделий, молочных продуктов, фруктов и овощей, газеты «Ты, Кубань, ты наша Родина», книга
отзывов и предложений, Ведущие в костюмах «Хлеб», «Молоко», «Рис», «Виноград», «Эмблема Кубань «качество».
Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с ведущими отраслями края, расскажем о качестве кубанских продуктов. Качество – определяющий фактор 21 века. Губернатор края А.Н. Ткачев создал территориальную систему управления качеством, разработана программа «Качество», проводятся научно-технические и международные конференции, учреждены премии по качеству, предприятия награждаются грамотами и дипломами, принимаются законодательные акты в этой области.
Наша Кубань дарит нам здоровье, а мы принимаем её дары.
Урок помогут провести учащиеся, которые расскажут о ведущих отраслях края и качестве продуктов.
1. Ведущий в костюме «Хлеб».
Кубань - житница хлеба. Хлеб - всему голова. Но как головы, так и хлеб бывает разны м. На Кубани широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Качество нашего хлеба - лучшая реклама. С каждым годом растет популярность Кубанской продукции, и это особенно заметно в нашем курортном городе. Люди приезжают к нам из разных уголков России, их поражает высокое качество и разнообразие хлебных изделий. Давайте выберем группу экспертов и попробуем хлебобулочные изделия, а свое мнение и результаты запишем в книгу отзывов и предложений. Итак, к какому выводу вы пришли? А теперь разрешите задать вам несколько вопросов.
1. Сколько должна весить буханка хлеба («кирпичик»)?
2. Почему Кубанский хлеб ароматный и пышный?
3. Чем отличается ржаной хлеб от пшеничного?
4. Почему полезен хлеб с добавлением отрубей?
5. Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете?
6. Чем обеспечивается высокий уровень и качество хлеба?
А сейчас послушайте стихотворение, которое написала ученица Оксузьян Тамара. Хлеб. Когда хлеба вдоволь, не помнишь о нем ты.
Подумаешь- недоеденный ломтик!
Хлеб на тарелке всегда под рукой,
Любой ломоть на тарелке - твой!
Но думал ли ты, жуя на бегу,
Что сам родиться я не могу?
Работают в поле люди упорно,
Чтоб вызрели в колосе желтые зерна.
Сто раз поклониться надо земле,
Чтоб хлеб качественный был на столе
.
2. Ведущий в костюме «Молоко»
Наша марка уже давно стала маяком для потребителей при выборе товара. В городе Краснодаре проходил конкурс «Сто лучших товаров». Главная его цель - улучшение качества и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Были представлены новейшие достижения в области сельского хозяйства, машиностроения, перерабатывающего производства, технологий, услуг. Молочные продукты известны не только в Краснодарском крае, но и за его пределами. Молоко, кефир, ряженка, творог сметана - их вкус знаком каждому с детства. Всем известен нежный приятный вкус молочных йогуртов, сладких творожных масс и десертов. Высокий уровень и качество обеспечивается партнерскими отношениями с ведущими мировыми компаниями, новейшим оборудованием, квалифицированными специалистами.
3. Ведущий в костюме «Виноград».
 Где качество - там и доверие.
Что за дивная картина
Вдруг открылась предо мной:
На прилавке много соков -
Цвет Кубани дорогой.
Сколько радости для глаза
И восторга для души
Даришь ты, Кубань, Кавказу
В этой утренней тиши.
До 50 сортов винограда выращивают на Кубани. Лучшее украшение любого стола - вино, изготовленное из элитных сортов винограда, выращенного в Краснодарском крае. Качество вина - это высококачественный виноград. Краснодарский край представляет собой одну из лучших в мире местностей для культуры виноделия.
4. Ведущий в костюме «Рис».
Чей рис в вашей тарелке? 80% российского риса выращивают в Краснодарском крае. Его качество не уступает импортному. Кубанские рисоводы собирают ежегодно рекордные урожаи . Рис - особая культура. Она требует повышенного внимания, высочайшей агротехники, больших человеческих сил. 
5. Ведущий в костюме «Эмблема знак «Качество Кубани».
Гран-при Всероссийской сельскохозяйственной выставки «Золотая осень – 2011» достался делегации Краснодарского края. В активе кубанских производителей 65 наград, из них 42 медали – золотые. Экспозиция Кубани была одна из лучших. Гости разглядывали бренд региона «Вина Кубани – гордость России» и эксклюзивные виды кубанской рисовой крупы – «Императорский», «Фитнес», «Золотой», «Суши», «Пропаренный». Кубанская ярмарка славит нашу хлебосольную землю.
Подведение итогов урока.
Учитель читает стихотворение (автор Крекова Н.Г.).
Качество.
Кубань - наша гордость.
Кубань - наша сила.
Кубанской пшеницей засеян весь свет.
Товаром кубанским гордится Россия!
Ведь лучшего качества в мире нет.
Богата Кубань наша нефтью и газом.
Состав ее редок - октаном богат.
И мергель - готовый цемент уникальный
Строитель использовать каждый бы рад.
Сады наши дарят фруктовые соки.
Подсолнечник каждому дому - друг!
И виноград, что стронций выводит
Лечит и радует север и юг.
Глядит с интересом Европа-старушка,
И рада с Кубанью вечно дружить.
Такого партнера, соседа и друга
Любая страна готова любить!
Приложение № 4 – фото «Кубанские производители» 
Тема 5. Как составить исковое заявление о взыскании денежных средств и возмещении морального ущерба
Цель: познакомить с образцами искового заявления, довести до сведения права потребителя, научить защищать свои права
Форма реализации: проектор
Учитель: на этом уроке мы познакомимся с правами юного покупателя, научимся составлять исковое заявление и защищать свои права.
На проекторе дается информация
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
(не только купившего, но и пользующегося приобретенным товаром)
Эти права и обязанности регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителя»
Качество товара гарантируется
Продавец должен предупреждать об имеющихся у товара
недостатках как устно, так и письменно (на ценнике).
Продавец ОБЯЗАН ПРОДАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР.
НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР МОЖНО
* вернуть
* заменить на другой аналогичной марки
* заменить на другой, другой марки с перерасчетом цены
* соразмерно уменьшить покупную цену
* потребовать безвозмездно устранить недостатки, либо возместить стоимость их устранения в другом месте
ТОВАР НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА ТОЖЕ МОЖЕТ
ПОДЛЕЖАТЬ ОБМЕНУ, ЕСЛИ
- не подошел вам по размеру, форме, габаритам и т.д.,
- вы им не пользовались, имеется чек (если не сохранился
- нужно доказывать)
- вы «уложились» В 14-дневный срок, не считая дня покупки (выходные, праздничные дни включаются)
*Не подлежат возврату продукты, лекарственные препараты,
предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа), парфюмерия, косметика, книги, альбомы, животные, растения и др.
Если на момент вашего обращения в магазине отсутствует аналогичный товар, покупка возвращается (оформляется акт) и в течение трех дней выплачивается её стоимость.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА
СМОТРИ «УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ» 
Поскольку вы еще несовершеннолетние, лучше за вас это сделают ваши родители (законные представители). А вам следует знать: Если вы недовольны качеством обслуживания, возникла конфликтная ситуация покупатель вправе:
- попросить пригласить администратора магазина
- оставить замечание в книге «Отзывов и предложений», администрация магазина обязана их рассмотреть, оценить обоснованность претензий, письменно ответить.
Если вашему здоровью, имуществу, причинен вред в течение установленного срока годности (например, купили в магазине продукты, отравились ими, попали в больницу, приобретали дорогостоящие лекарства) и причиной болезни явился именно некачественный товар, вы вправе потребовать денежную компенсацию от изготовителя. Для этого надо:
* собрать все доказательства и обратиться с письменной претензией к изготовителю (информацию о нем продавец обязан предоставить) ;
* если не последовало ответа, обратиться в суд.
Если продан товар по истечении срока годности, претензия предъявляется продавцу.
Если же ваши все инстанции пройдены безрезультатно, нужно правильно составить исковое заявление в суд. Предлагаю вашему внимаю 2 образца исковых заявлений (Приложение № 2, № 3).
Вывод: зная свои права, ты можешь предотвратить их нарушение, избежать конфликтных ситуаций, недоразумений и превратить обычный поход в магазин в интересное и увлекательное занятие.
 
 


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright dobro© 2024