Урок-Исследование

 Из жизни слова «любовь»

 


Автор: Крекова Н.Г.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5

город-курорт Анапа


 

г-к Анапа

2013 год


 Тема:  «Из жизни слова «любовь»

(Исследование слова)

 

Цели урока:

·        дать целостное, комплексное представление о слове;

·        развивать умение «думать о слове»;

·        способствовать формированию интереса к слову и языку в целом;

·        формирование  умения выступать перед аудиторией, говорить на лингвистические темы.

Ход урока:

И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может

А.С.Пушкин

 

Задачи:

1.         Выяснить значение и этимологическое происхождение слова «любовь».

2.         Найти однокоренные слова к слову «любовь» в поэзии А.С. Пушкина.

3.         Словосочетания со словом «любовь».

4.         Работа по подбору синонимов и антонимов к слову

5.         Русские пословицы о любви.

6.         Слово «любовь»  во  фразеологических оборотах.

7.         Любовь в сказках.

8.         Русские поэты о любви.

9.         Любовь в  живописи, скульптуре.

10.    Песни о любви.

11.    Любовные обряды.

12.    Афоризмы со словом «любовь».

13.    Женские имена с корнем «-люб-«.

14.    Праздник любви и верности

 

Учитель: Слово любовь… Откуда оно появилось? Что значило для людей? Чем сейчас является любовь? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке-исследовании.                                       

Людям дан дар — любовь. Это удивительное чувство, обладающее самоотверженным, очищающим свойством. Когда приходит любовь, жизнь человека приобретает новый смысл. Любовь бывает разная: к Родине, матери, детям, ближнему, природе. Но есть любовь двух сердец, любовь мужчины и женщины. Настоящая любовь лишена эгоизма. Ведь любить — желать счастья тому, о ком сердце думает, даже с другим... Любовь свободна. Заставить себя любить нельзя. И есть у любви особенность: даже если она приносит страдания, любить — великое счастье.

1.     И откуда появилось слово «любовь»? Давайте разберемся...

Как вы понимаете значение этого слова? (учащиеся дают разные варианты ответов). Затем зачитывают словарную статью из словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова и узнают, как трактуется значение этого слова:

1)                Любовь — чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

2)                Склонность, пристрастие к чему-либо.

Этимологический словарь Николая Максимовича Шанского дает сведения о происхождении слова «любовь». Любовь — общеславянское слово, образованное с помощью суффикса -ов (-й) от той же основы, что и любить, любой. Существительное любы (ср. род. п. любъве) под влиянием косвенных падежей изменилось в любовь, подобно существительным сверковь, морковь.

2. Подберите однокоренные слова к слову «любовь». Учащиеся записывают однокоренные слова и выделяют корень: любить, любовник, любимый, любезный, любвеобильный, любоваться, прелюбодеяние, самолюбивый, возлюбить, влюбленный, любимец, любовный.

Объяснить значение слов и подобрать к ним словосочетания (Любить поэзию, молодой любовник, любимый роман, любезный посетитель, любвиобильный мужчина, любоваться картиной, самолюбивый человек, влюбленный юноша, любимец в семье, любовный треугольник, совершил прелюбоденияние).

3. Учитель: слова избирательно «относятся» друг к другу. Могут «дружить и ненавидеть». Можно ли назвать слово – врага (противоположное по смыслу) к слову «любовь»? (ненависть). А слова-друзья есть у него (синонимы)? Назовите их (привязанность, страсть, влечение, увлечение, сердечная склонность, эрос). Недаром в народе говорят: «От любви до ненависти один шаг».

4. Слово «любовь» активно используется в  русских пословицах и поговорках. Приведите примеры (раздаются словари пословиц и поговорок, работа в группах).

·                    Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

·                    Без любви как без солнца.

·                    Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

·                    Деньги — крах, одежда — тоже, а любовь всего дороже.

·                    Где любовь и согласие, там двор красен.

·                    Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается.

5. Фразеологические обороты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Подберите к слову «любовь» фразеологические обороты и объясните их значение (сходить с ума, терять голову, без памяти, по уши влюбиться, души не чаять, не надышаться, носить на руках, открыть сердце). В прямом или переносном значении эти обороты?

6. Вспомните из курса начальной школы, в каких сказках раскрывается чувство любви? (Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка», Ш.Перро «Золушка», Аксаков «Аленький цветочек»). У героев сказок любовь проходит через препятствия, страдания.

7. Стихи о любви – это особый вид поэзии, который вряд ли оставит кого-то равнодушным. Каждый из нас хотя бы раз испытывал прекрасное чувство, как любовь.

Каких поэтов, писавших о любви, вы знаете? (Пушкин, Есенин Лермонтов, Блок). Раздаются учащимся сборники стихов А.С. Пушкина, С.Есенина, М.Лермонтова. Учащиеся ищут стихи о любви, выборочно читают их (А.С.Пушкин «К Керн», «Разлука», «Черная шаль», «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» С.Есенин «Теперь любовь моя не та..», «Руки милой – пара лебедей», «Тихий вечер», «Я красивых таких не видел», М.Лермонтов «Незабудка», «Я не достоин, может быть, твоей любви», «К», «Прости – мы не встретимся боле…»). Что объединяет эти стихи? Выпишите эпитеты, олицетворения и метаформы со словом «любовь» (работа в группах по разным авторам).

Например: у А. Пушкина эпитеты к слову «любовь»: несчастная,  первая, безумная, неведомая,  увенчанная, безнадежная, тщеславная;

    



8. Учитель: Любовь… О ней пишут, ее обожествляют, ее пытаются изобразить. Один из результатов – богиня славянской любви Лада, статуя в Киевском храме несравненной красоты. На золотых волосах – розовый венок и жемчуг, и платье вышито золотом. Ладе приносили цветы, мед, ягоды, особенной весной и в начале лета. И судьба ребенка, родившегося в это время, считалась благосклонной. По поверьям нужно было жениться обязательно по Любви. Лада – мать бога любви Леля. 

 

 9. Кто является богиней Любви и красоты? (Афродита – Венера).


Самая известная статуя Афродиты – автор Пракситель.

 

Многие художники изображали Венеру. Назовите художников и их произведения. (Боттичелли «Рождение Венеры», Рафаэль Санти «Три грации», Тициан «Венера у зеркала»)

 

10. Сегодня звучат по телевидению, из динамиков песни, повторяющие слово «любовь». Любовь – это не просто любовь, а взаимодействие с окружающим миром. Эти лирические мелодии воздействуют на сознание слушателей, заставляют размышлять, сопереживать. Какие современные  и советские песни о любви вы знаете? («Любовь – кольцо», «Эхо любви», «Я тебя никогда не забуду», «Ромашки спрятались», «В нашем зеркале разбитом…» «Ты»…). Прослушивание песен о любви (выборочно).

11. Любовные обряды практикуются испокон веков как в деревнях, так и в городах. Они включают в себя манипуляции с вещами любимого, свечами, водой, предметами. Обряды бывают различными – свадебный обряд, обряды гадания, на возвращение любви, на вечную любовь, любовный зазыв. Расскажите о любовных гаданиях, какие вы знаете и какие описаны в русской литературе. Как играют свадьбу у нас на Кубани?

 

 

(современная свадьба на Кубани)


12. Крылатыми выражениями стали слова Льва Николаевича Толстого: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь», «Любить — значит делать доброе», Александра Сергеевича Пушкина «Любви все возрасты покорны», Р. Бюсси «Разлука для любви, что ветер для огня», А.Круглов «Любовь – заболевание нежностью». А какие вы помните афоризмы из изученных вами произведений?

13. Найти в словаре имен имена с корнем «-люб-» (Любовь, Благолюба, Любомир, Любомила, Любава). Имя Любовь означает «любимая».


14. Ежегодно в нашей стране отмечается праздник любви, семьи и верности. Каким православным русским святым он посвящен? (Петру и Февронии Муромским). Вспомните историю Петра и Февронии.

Итог урока: Сегодня на уроке мы познакомились с одним из многих слов русского языка, убедились, насколько интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему внимательно. Слово – величавшая ценность языка, оно красиво и своеобразно.

Учитель предлагает учащимся заполнить табличку-сердечко о роли в жизни слова «любовь».


 Д/з: Творческий конкурс. Конкурс чтецов стихотворений о любви. Конкурс рисунков. Сочинение-миниатюра «Мое любимое слово». Презентация «Родилось слово» (по выбору учащихся).




Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright dobro© 2024