Урок-Исследование
Из жизни слова
«любовь»
Автор: Крекова Н.Г.
Учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ № 5
город-курорт Анапа
г-к Анапа
2013 год
Тема: «Из жизни слова «любовь»
(Исследование слова)
Цели урока:
·
дать целостное, комплексное представление о слове;
·
развивать умение «думать о слове»;
·
способствовать формированию интереса к слову и языку в целом;
·
формирование умения выступать
перед аудиторией, говорить на лингвистические темы.
Ход урока:
И сердце вновь горит и
любит – оттого, что не любить оно не может
А.С.Пушкин
Задачи:
1.
Выяснить значение и этимологическое происхождение слова «любовь».
2.
Найти однокоренные слова к слову «любовь» в поэзии А.С. Пушкина.
3.
Словосочетания со словом «любовь».
4.
Работа по подбору синонимов и антонимов к слову
5.
Русские пословицы о любви.
6.
Слово «любовь» во фразеологических оборотах.
7.
Любовь в сказках.
8.
Русские поэты о любви.
9.
Любовь в живописи, скульптуре.
10.
Песни о любви.
11.
Любовные обряды.
12.
Афоризмы со словом «любовь».
13.
Женские имена с корнем «-люб-«.
14.
Праздник любви и верности
Учитель: Слово любовь… Откуда оно появилось? Что
значило для людей? Чем сейчас является любовь? На эти вопросы мы постараемся
ответить на нашем уроке-исследовании.
Людям дан дар — любовь.
Это удивительное чувство, обладающее самоотверженным, очищающим свойством.
Когда приходит любовь, жизнь человека приобретает новый смысл. Любовь бывает
разная: к Родине, матери, детям, ближнему, природе. Но есть любовь двух сердец,
любовь мужчины и женщины. Настоящая любовь лишена эгоизма. Ведь любить — желать
счастья тому, о ком сердце думает, даже с другим... Любовь свободна. Заставить
себя любить нельзя. И есть у любви особенность: даже если она приносит
страдания, любить — великое счастье.
1.
И откуда появилось слово «любовь»? Давайте разберемся...
Как вы понимаете значение
этого слова? (учащиеся дают разные варианты ответов). Затем зачитывают
словарную статью из словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова и узнают,
как трактуется значение этого слова:
1)
Любовь —
чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
2)
Склонность,
пристрастие к чему-либо.
Этимологический словарь
Николая Максимовича Шанского дает сведения о происхождении слова «любовь».
Любовь — общеславянское слово, образованное с помощью суффикса -ов (-й) от той
же основы, что и любить, любой. Существительное любы (ср. род. п. любъве) под
влиянием косвенных падежей изменилось в любовь, подобно существительным
сверковь, морковь.
2. Подберите однокоренные слова к слову «любовь». Учащиеся записывают
однокоренные слова и выделяют корень: любить, любовник, любимый,
любезный, любвеобильный, любоваться, прелюбодеяние,
самолюбивый, возлюбить, влюбленный, любимец, любовный.
Объяснить значение слов и подобрать к ним словосочетания (Любить
поэзию, молодой любовник, любимый роман, любезный посетитель, любвиобильный
мужчина, любоваться картиной, самолюбивый человек, влюбленный юноша, любимец в
семье, любовный треугольник, совершил прелюбоденияние).
3. Учитель: слова
избирательно «относятся» друг к другу. Могут «дружить и ненавидеть». Можно ли
назвать слово – врага (противоположное по смыслу) к слову «любовь»?
(ненависть). А слова-друзья есть у него (синонимы)? Назовите их (привязанность,
страсть, влечение, увлечение, сердечная склонность, эрос). Недаром в народе
говорят: «От любви до ненависти один шаг».
4. Слово «любовь» активно
используется в русских пословицах и
поговорках. Приведите примеры (раздаются словари пословиц и поговорок, работа в
группах).
·
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
·
Без любви как без солнца.
·
Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
·
Деньги — крах, одежда — тоже, а любовь всего дороже.
·
Где любовь и согласие, там двор красен.
·
Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается.
5. Фразеологические
обороты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Подберите к слову «любовь»
фразеологические обороты и объясните их значение (сходить с ума, терять голову,
без памяти, по уши влюбиться, души не чаять, не надышаться, носить на руках,
открыть сердце). В прямом или переносном значении эти обороты?
6. Вспомните из курса
начальной школы, в каких сказках раскрывается чувство любви? (Пушкин «Сказка о
Мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Андерсен
«Русалочка», Ш.Перро «Золушка», Аксаков «Аленький цветочек»). У героев сказок
любовь проходит через препятствия, страдания.
7. Стихи о любви – это
особый вид поэзии, который вряд ли оставит кого-то равнодушным. Каждый из нас
хотя бы раз испытывал прекрасное чувство, как любовь.
Каких поэтов, писавших о
любви, вы знаете? (Пушкин, Есенин Лермонтов, Блок). Раздаются учащимся сборники
стихов А.С. Пушкина, С.Есенина, М.Лермонтова. Учащиеся ищут стихи о любви,
выборочно читают их (А.С.Пушкин «К Керн», «Разлука», «Черная шаль», «Сожжённое
письмо», «Я вас любил…» С.Есенин «Теперь любовь моя не та..», «Руки милой –
пара лебедей», «Тихий вечер», «Я красивых таких не видел», М.Лермонтов
«Незабудка», «Я не достоин, может быть, твоей любви», «К», «Прости – мы не
встретимся боле…»). Что объединяет эти стихи? Выпишите эпитеты, олицетворения и
метаформы со словом «любовь» (работа в группах по разным авторам).
Например: у А. Пушкина
эпитеты к слову «любовь»: несчастная, первая,
безумная, неведомая, увенчанная,
безнадежная, тщеславная;
8. Учитель: Любовь… О ней пишут, ее
обожествляют, ее пытаются изобразить. Один из результатов – богиня славянской
любви Лада, статуя в Киевском храме несравненной красоты. На золотых волосах –
розовый венок и жемчуг, и платье вышито золотом. Ладе приносили цветы, мед,
ягоды, особенной весной и в начале лета. И судьба ребенка, родившегося в это
время, считалась благосклонной. По поверьям нужно было жениться обязательно по
Любви. Лада – мать бога любви Леля.
9. Кто является богиней
Любви и красоты? (Афродита – Венера).
Самая известная статуя Афродиты
– автор Пракситель.
Многие художники изображали Венеру. Назовите
художников и их произведения. (Боттичелли «Рождение Венеры», Рафаэль Санти «Три
грации», Тициан «Венера у зеркала»)
10. Сегодня звучат по
телевидению, из динамиков песни, повторяющие слово «любовь». Любовь – это не
просто любовь, а взаимодействие с окружающим миром. Эти лирические мелодии
воздействуют на сознание слушателей, заставляют размышлять, сопереживать. Какие
современные и советские песни о любви вы
знаете? («Любовь – кольцо», «Эхо любви», «Я тебя никогда не забуду», «Ромашки
спрятались», «В нашем зеркале разбитом…» «Ты»…). Прослушивание песен о любви
(выборочно).
11. Любовные обряды
практикуются испокон веков как в деревнях, так и в городах. Они включают в себя
манипуляции с вещами любимого, свечами, водой, предметами. Обряды бывают
различными – свадебный обряд, обряды гадания, на возвращение любви, на вечную
любовь, любовный зазыв. Расскажите о любовных гаданиях, какие вы знаете и какие
описаны в русской литературе. Как играют свадьбу у нас на Кубани? (современная свадьба на
Кубани)
12. Крылатыми выражениями
стали слова Льва Николаевича Толстого: «Любить — значит жить жизнью того, кого
любишь», «Любить — значит делать доброе», Александра Сергеевича Пушкина «Любви
все возрасты покорны», Р. Бюсси «Разлука для любви, что ветер для огня»,
А.Круглов «Любовь – заболевание нежностью». А какие вы помните афоризмы из
изученных вами произведений?
13. Найти в словаре имен имена с корнем
«-люб-» (Любовь, Благолюба, Любомир, Любомила, Любава). Имя Любовь означает
«любимая».
14. Ежегодно в нашей
стране отмечается праздник любви, семьи и верности. Каким православным русским
святым он посвящен? (Петру и Февронии Муромским). Вспомните историю Петра и
Февронии.
Итог урока: Сегодня на уроке мы
познакомились с одним из многих слов русского языка, убедились, насколько
интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему внимательно.
Слово – величавшая ценность языка, оно красиво и своеобразно.
Учитель предлагает учащимся заполнить табличку-сердечко о роли в жизни
слова «любовь».
Д/з: Творческий конкурс. Конкурс чтецов стихотворений о любви. Конкурс
рисунков. Сочинение-миниатюра «Мое любимое слово». Презентация «Родилось слово»
(по выбору учащихся).
|